Нельсон Пике

Нельсон Пике
Нельсон Пике

Для многих поклонников автоспорта Формула-1 80-х годов ассоциируется с именем Нельсона Пике. За семь лет (1981-1987) бразильский пилот трижды становился чемпионом «королевских гонок».

Нельсон Пике

Родился 17.08.1952

Карьера в Формуле-1:

  • Ensign (1978).
  • Brabham (1979–1985).
  • Williams (1986–1987).
  • Lotus (1988–1989).
  • Benetton (1990–1991).

Достижения:

  • Чемпион мира 1981, 1983, 1987 годов.
  • Серебряный призер чемпионата мира 1980 года.
  • Бронзовый призер чемпионатов мира 1986, 1990 годов.

Основные показатели: 23 победы, 60 подиумов, 24 поул-позишн, 23 лучших круга, 485,5 очков.

На трассу вместо корта

Нельсон Пике родился в 1952 году в богатой и влиятельной семье. Его отец, доктор Эстасио, был известным политиком, а еще раньше – тренером сборной Бразилии по теннису. Его естественным желанием было сделать из сына известного теннисиста.

С этой целью Нельсон даже был отправлен в США получать высшее образование и тренироваться на американских кортах. Можно представить себе шок доктора Эстасио, когда его сын после возвращения из Штатов заявил, что намерен стать автогонщиком. Реакция отца была настолько негативной, что Нельсон даже решил участвовать в картинговых соревнованиях под девичьей фамилией матери.

Гоночное начало

Уже первые результаты Нельсона в Бразилии заставили его отца кусать себе локти за то, что он не позволил сыну выступать под своей настоящей фамилией. В 1972 и 1973 годах за рулем Camber VW Пике одерживает победы в кузовных бразильских чемпионатах. После этого Нельсон переходит в формульные соревнования и в 1976 году выигрывает титул в чемпионате Формулы Super Vee.

Логичным продолжением карьеры бразильца стал переезд в Европу и участие в чемпионате британской Формулы-3. В чемпионате, который, напомним, подарил миру автоспорта единственного на тот момент бразильского чемпиона «королевских гонок» Эмерсона Фиттипальди. Ставка именно на эту младшую формульную серию оказалось верной – Пике выигрывает чемпионат 1978 года и получает приглашение в Формулу-1.

Лидер Brabham

Свою первую гонку в Формуле-1 Пике проводит в Хоккенхайме за рулем команды Ensign. Далее были три гонки за McLaren, после чего Нельсон Пике получил предложение от владельца команды Brabham стать напарником Ники Лауды.

Первый полный сезон в Формуле-1 Пике провел ни шатко, ни валко. Выступал вроде бы и неплохо, но на фоне партнера по команде, двукратного чемпиона мира Ники Лауды, ничем особым не выделялся. Однако год спустя австриец уходит из автоспорта, и Нельсон Пике становится лидером Brabham.

Уже в 1980 году Нельсону Пике удалось несколько посрамить скептиков. Пике до последнего боролся за титул с Аланом Джонсом из Williams, и лишь сходы бразильца в двух последних гонках лишили его шансов на первое место.

Нельсон Пике
Нельсон Пике

Сезон 1981 года стал чемпионатом Нельсона. Воспользовавшись оригинальной подвеской своей машины и чрезмерной борьбой пилотов Williams между собой, Пике выигрывает титул, опередив Карлоса Ройтеманна всего на одно очко.

Однако следующий сезон Формулы-1 ознаменовался наступлением «турбоэры», а Brabham так и не успел в тот год перейти с атмосферных двигателей Ford на турбированные моторы BMW. Как итог, лишь одиннадцатое место.

Но уже в 1983 году Пике завоевывает второй титул чемпиона. Причем выигрывает его вопреки тому, что фаворитом сезона считали Алена Проста на Renault, чьи турбомоторы были самыми мощными. Однако дисциплинированный пилотаж Нельсона Пике и передряги в стане французов сделали бразильца двукратным чемпионом.

Williams

Последовавшие за этим два года неудач заставили Пике решиться на радикальные перемены в своей карьере. И после семи лет выступлений за Brabham Нельсон переходит в стан своих принципиальных соперников – Williams.

Однако в 1986 году в Williams случилось то, благодаря чему Нельсон Пике выиграл свой первый титул. Фрэнк Уильямс продолжал придерживаться принципов равенства партнеров по команде, что привело к войне между бразильцем и Найджелом Мэнселлом. Причем Пике утверждал, скорее всего, ошибочно, что команда в этом противостоянии активно помогает своему земляку. Закончилась эта борьба точно так же, как и в 1981 году – пилоты Williams упустили титул, и чемпионом стал Ален Прост.

Нельсон Пике
Нельсон Пике

Свой третий и последний титул Нельсон Пике завоевал в 1987 году, опередив-таки Мэнселла в личном зачете. Тот сезон также запомнился тяжелейшей аварией бразильца в Имоле, где он на тренировке врезался в отбойник в Тамбурелло.

Закат

Наверное, Нельсон Пике не смог, что называется, вовремя уйти. Закат его карьеры растянулся на четыре бесславных года, которые он провел в Lotus и Benetton. Правда, в команде Флавио Бриаторе дела Нельсона, казалось, вновь пошли на подъем – Пике одержал две победы в 1990-ом и стал по итогам сезона третьим. Но уже через год бразильцу пришлось заканчивать карьеру – Бриаторе предпочел трехкратному чемпиону мира молодого вундеркинда по имени Михаэль Шумахер. Пике пришлось покинуть Формулу-1.

Любопытно, что сын Нельсона Пике начал свою карьеру в Формуле-1 в Renault – организации, купившей Benetton, последнюю команду Пике-старшего в «королевских гонках». Но, пожалуй, сходство между отцом и сыном ограничивается только этим. Нельсиньо-младший – яркий пример современного автогонщика, неконфликтного, неяркого и всегда корректного. Его отец же был чемпионом, которого постоянно сопровождали скандалы и конфронтации, от чего он, похоже, только получал удовольствие. Жизненным лозунгом Нельсона Пике было и остается: «Бери от жизни все».